?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Издательская группа «Эксмо-АСТ» опубликовала ежегодный отчёт с итогами работы за 2018 год. Наш сайт уже публиковал аналитический обзор от Книжной палаты России (http://m-s-p-s.ru/news/2930), но он носит достаточной общий характер и касается, в основном, изданных, а не проданных книг. Поэтому очень интересны данные, которые представляет самая крупная в стране издательская группа «Эксмо-АСТ», поскольку её отчёт – самый точный и достоверный способ понять, что же на самом деле творится с книжным рынком.

В денежном выражении российский книжный рынок в 2018 году в целом вырос на 7%, а группы «Эксмо-АСТ» – на 12%. Тираж издательства «Эксмо» составил 58,7 миллиона экземпляров, издательство «АСТ» продало 51 миллион, а корпорация «Российский учебник» выпустила 5,5 тысячи наименований тиражом 27 миллионов.

Также издательская группа отчиталась о росте выручки онлайн-сервиса (интернет-магазина) «ЛитРес» на 56% за год (60% аудитории сервиса также составляют женщины) и доли самиздата среди предлагаемых книг — она увеличилась до 4% (11 тыс. новых произведений).

Всего за 2018 год объём книжного рынка России с учётом учебной литературы составил 96,9 миллиарда рублей. По прогнозам, в ближайшие годы рост отрасли составит 7%. Доля печатных книг увеличится к 2022 году на 5%, электронных — на 30%, а аудиокниг — на 40%. В ближайшие годы основными драйверами роста останутся электронные и аудиокниги.


·           Книжной индустрии удалось преодолеть кризис – во втором полугодии 2018-го появилась динамика роста, и эксперты рассчитывают, что в 2019 году рынок продолжит расти на уровне 7%. Печатные книги все ещё занимают ключевой сегмент рынка, на их долю приходится 92,1%, на электронные книги — 6,7%, на аудиокниги — 1,2%.

}·              Самыми быстрорастущими каналами распространения книг стали интернет и федеральные книготорговые сети. Онлайн-продажи выросли в 2018 году на 25%.

·         Эксперты отмечают рост продаж аудиокниг, их доля в структуре розничных продаж того же интернет-магазина «Литрес» составляет 25%. Выпуск аудиокниг в 2019-м удвоится.

{C·         {}Вовсю набирает обороты самиздат – писатели всё чаще самостоятельно публикуют свои произведения, пользуясь специальными сервисами (см. статью http://m-s-p-s.ru/news/2916). К слову сказать, этот тренд пришёл к нам с Запада, где доля самиздата сильно выросла за последние несколько лет.

·            Рост продаж книг будет обеспечиваться за счёт федеральных книжных сетей (с нынешних 11,8 млрд. руб. до 16 в 2022 г. – ожидаемый рост 8-10 % в год) и интернет-продаж (с нынешних 14,4 млрд. руб. до 22,8 в 2022 г. – ожидаемы рост  12% в год), продажи в книжных магазинах бут расти на 1-3 % ежегодно.

·             По статистике Russian Target Group, в 2018 году доля женщин среди читателей бумажных книг составила 62%, а среди читателей электронных – 52%. Данные сервиса «Литрес» это подтверждают: там доля женщин составляет 60% всей аудитории, так что генеральный директор ГК «Литрес» Сергей Анурьев даже принял решение ориентировать федеральную рекламную кампанию именно на дам.

·             Среди молодёжи от 10 до 14 лет доля читателей составляет 74%. Среди граждан в возрасте 25-29 лет этот показатель достигает лишь 30%.

·           Издатели решили, что пора вернуть моду на чтение! Если среди детей 10-14 лет доля читателей составляет 74% (прежде всего, за счёт школьной программы по русской литературе), то к 25-29 годам она снижается до 30% (данные Росиндекса за 2017 год).

·              Об этом свидетельствует и такая статистика: из 1 800 000 000 записей (постов) в Интернете (100 %) книгам посвящены только 4 900 000 (0,27 %), а кино – 700 000 000 (39 %). Поэтому издателями запущен большой проект «Послы чтения», в котором принимают участие лидеры мнений – блогеры, музыканты, актёры, художники. В планах – реализация программ, адресованных сегментированно детской, подростковой и родительской аудиториям читателей.

·        Издатели активно борются с пиратами. Например, вытесняют их из поисковой выдачи, подают иски в суд и блокируют пиратские ресурсы. В 2019 году ресурсы, которые предлагают легальный контент, ещё больше укрепят свои позиции.

·           Самым популярным автором в России осталась Дарья Донцова. В 2018 году её книги продались тиражом 1,5 миллиона экземпляров. Совокупный тираж превышает 200 миллионов. Популярностью традиционно пользуются Гузель Яхина, Александра Маринина, Татьяна Устинова и Дина Рубина.

}·      }Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков отмечает, что у современных писателей ставка также сделана на читательниц как на самую активную аудиторию: «Среди самых популярных жанров сегодня – психологический триллер и детектив, семейные саги. В жанре нон-фикшен всё более популярными становятся темы феминизма, позитивной психологии, саморазвития. Все эти темы и жанры востребованы в первую очередь у женщин».

·     Издатели активно поддерживают начинающих национальных авторов. Григорий Служитель, Гузель Яхина, Игорь Савельев вдохновляют других молодых писателей думать о том, как использовать национальную и локальную идентичность на благо творчеству.

·      Всё большее значение приобретают технологии – издателям приходится активно осваивать работу с большими данными (Big Data) на основе искусственного интеллекта (AI). Это помогает обрабатывать колоссальную массу информации, соотносить интересы читателей с ассортиментом рынка и предлагать читателям именно то, что они ищут.

·         Выручка «Эксмо-АСТ» росла и продолжит расти с опережением, в прошлом году она увеличилась на 12%, до 27 млрд руб., говорит президент группы Олег Новиков. Бизнес растет за счет расширения каналов продаж: в интернете выручка выросла на 30%, в федеральных сетях, включая «Новый книжный» и «Буквоед»,— на 20% благодаря открытию новых магазинов. Электронные книги показали рост около 50% за счет инвестиций в продвижение «ЛитРеса», замедления роста пиратства и популярности этого формата у молодежи.

·         Хотя аудитория заявляет о росте интереса к чтению, книгоиздатели столкнулись с новым вызовом — низкой конверсией читателя в покупателя, указано в прогнозе «Эксмо-АСТ». Из 22 млн читателей в стране покупателями книг становятся только 10 млн человек (данные Ipsos). «Эксмо-АСТ» видит решение в технологиях Big Data и искусственного интеллекта, которые помогают соотносить ассортимент рынка с предпочтениями читателей.

·         Всё большее значение приобретают технологии – издателям приходится активно осваивать работу с большими данными (Big Data) на основе искусственного интеллекта (AI). Это помогает обрабатывать колоссальную массу информации, соотносить интересы читателей с ассортиментом рынка и предлагать читателям именно то, что они ищут.

· В отличие, например, от кинопроката книжная индустрия не находится в прямой зависимости от контента, отмечает президент группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. «Бестселлеры важны, они двигают рынок, ведь, покупая их, люди приобретают что-то еще. Но на них приходится около 10% продаж, а основную выручку делает ассортимент»,— указывает он. Среди новых тенденций господин Новиков отмечает рост интереса к книгам известных блогеров, которые «продаются на уровне бестселлеров». Например, продажи двух книг «Вальса гормонов» Натальи Зубаревой превысили 250 тыс., что сопоставимо с продажами «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной (370 тыс.).

·         Социальные сети, мессенджеры и интерактивные ресурсы помогают издателям общаться с конечным потребителем, так что эта область тоже будет развиваться гигантскими темпами.

___________________ 

Выводы для писателя:

– самыми перспективными с точки зрения продаж художественных книг являются женская и детско-юношеская аудитории;

– самыми выгодными жанрами являются триллеры, детективы, любовные романы, семейные саги, фантастика, приключения… А если писатель сможет написать духоподъёмные сочинения в этих жанрах, то успех ему гарантирован!

– любая издаваемая современным писателем книга обязательно должна иметь электронный вариант, размещённый для продаж и для платного чтения в одном из интернет-магазинов, ибо в масштабе жизни конкретного писателя его электронная книга будет продаваться и приносить, пусть и небольшой, но постоянный доход, – вечно;

– писатель обязательно должен иметьи регулярно обновлять свои страницы в самых популярных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, Инстаграмм и др.), постоянно публиковать там свои произведения (стихи - полностью, прозу - фрагменты), делиться личными впечалениями и фотографиями, отвечать на комментарии и участовать в дискуссиях, тем самым расширяя читательскую аудиторию и приобретая преданных (постоянных) читателей его книг.

Posts from This Journal by “издательский бизнес” Tag

Buy for 20 tokens
ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ Дышит небо апрельской тоскою, Замирает невидимый м i р, Божий Крест над м i рской суетою – Мой единственный ориентир. Оставляя свои заблужденья, И отбросив земные дела, Жду Пасхального Воскресенья, Чтобы в сердце Любовь ожила. Повторяя…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
gennadiydubovoy
Aug. 8th, 2019 03:15 pm (UTC)
Like
( 1 comment — Leave a comment )

Статистика блога:

1. Показатели:
1.1. Яндекс ТИЦ (тематический индекс цитирования блога другими ресурсами):

Анализ сайта
1.2. Социальный авторитет Google PR:
Игорь Витюк
2. Статистика счётчика Mail.ru:
- число посещений этого ЖЖ с 17.05.2013 года (в левой колонке);
- число посещений за сегодня (правая колонка вверху);
- число уникальных посетителей за сегодня (правая колонка внизу):
Рейтинг@Mail.ru

3. Подробная статистика посещений от счётчика сайта mail.ru (кликнуть по ссылке)
4. Карта посещений (кластеры) по городам и странам (кликнуть по карте):
Locations of visitors to this page
5. Флаги стран, откуда заходили посетители:
Flag Counter

Поиск по блогу
Яндекс

Метки (тэги)

Записи на странице

Календарь

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel